Автомобильный гуру

Загрузка…
/ Навигатор Автогурус

Автомобильный гуру-навигатор поможет познакомиться с трендами мирового автоспорта, узнать значения часто используемых автомобильных терминов и результаты гонок, включая наиболее популярные кузовные чемпионаты и гоночные серии с открытыми колёсами

24 Heures du Mans24 часа Ле-Мана. Наиболее известная и престижная автомобильная гонка на выносливость, проходящая в течение 24 часов подряд. Из-за сложности гонки экипажи автомобилей состоят из трёх пилотов, которые сменяют друг друга во время пит-стопа.

DRS (Drag Reduction System) — система регулирования заднего антикрыла. Была введена FIA в 2011 году для внедрения искусственных обгонов, чтобы добавить зрелищности Формуле-1. DRS позволяет пилотам на прямых участках трассы снижать уровень прижимной силы при помощи механического воздействия на заднее антикрыло, благодаря чему болид начинает быстрее разгоняться и активней приближаться к впереди идущим болидам.

DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) — престижный немецкий кузовной чемпионат по кольцевым автогонкам среди силуэт-прототипов, весьма популярный в Европе. Чемпионат интересен тем, что привлекает как молодых, так и опытных гонщиков, продолжающих автоспортивную карьеру после разных гоночных серий, в том числе экс-пилотов Формулы-1!

ELMS (European Le Mans Series) — европейская серия Ле-Ман. Чемпионат Европы по автогонкам на выносливость. Особенностью чемпионата является то, что средняя продолжительность гонки составляет около 6 часов, из-за чего экипажи автомобилей состоят из нескольких пилотов, которые сменяют друг друга во время пит-стопа.

EP (ePrix) — соревнование с большими призами в рамках чемпионата по автогонкам среди электромобилей в классе «Формула-Е».

ERS (Energy Recovery Systems) — система рекуперации энергии. Была введена FIA в 2014 в качестве расширенного варианта KERS, внедрённой в чемпионат для придания Формуле-1 большей зрелищности. ERS позволяет накапливать запас энергии во время каждого торможения болида, а также аккумулирует энергию выхлопных газов. Данную собранную энергию можно использовать по ходу круга для придания дополнительной мощности (как систему закиси азота в драг-рейсинге).

F1 (Formula 1) — высокотехнологичный чемпионат мира по кольцевым автогонкам среди машин с открытыми колёсами. Считается высшим классом в формульной иерархии, из-за чего имеет неофициальное название «Королева автоспорта»! Первый в истории Гран-при Формулы-1 состоялся в 1950 году. С тех пор Формула-1 ежегодно радует фанатов зрелищными выступлениями быстрейших пилотов планеты на гоночных болидах именитых производителей. Первые восемь сезонов в рамках чемпионата Формулы-1 учёт очков вёлся лишь в личном зачёте. Но начиная с сезона 1958 года, наряду с Титулом чемпиона мира стал разыгрываться и Кубок конструкторов, подчёркивающий важность и особый статус не только гоночных пилотов, но и автопроизводителей. В современном календаре чемпионата насчитывается более 20 Гран-при. Как правило, этапы расположены в разных странах на нескольких континентах. Но в некоторых случаях в одной стране может быть проведено 2 или даже 3 Гран-при. Средняя длина гоночных треков составляет около 5 км. В течение гонки пилоты должны преодолеть дистанцию свыше 300 км, для чего проезжают порядка 60-70 кругов. Исключением является Гран-при Монако, участники которого проезжают около 260 км из-за сложности городского автодрома.

F1 Academy (Академия F1) — женская гоночная серия класса F4, пришедшая на смену W-серии. Чемпионат включает порядка 7 Гран-при, вместе с F2 и F3 предоставляя Формуле-1 гонки поддержки. Серия помогает пилотессам (юниоркам) адаптироваться к формату формульных гонок и позволяет заявить о себе, чтобы быть замеченными боссами гоночных команд, и привлечь спонсоров, необходимых для продолжения карьеры в автоспорте.

F2 (Formula 2) — гоночная серия, предшествующая F1. Чемпионат включает более 10 Гран-при, начинаясь и заканчиваясь вместе с F1, по очереди с F3 и/или другими гоночными сериями предоставляя ей гонки поддержки. Серия позволяет молодым пилотам проявить себя, чтобы быть замеченными боссами гоночных команд.

F3 (Formula 3) — гоночная серия, предшествующая F2. Чемпионат включает порядка 10 Гран-при, по очереди с F2 и/или другими гоночными сериями предоставляя F1 гонки поддержки. Серия помогает молодым пилотам адаптироваться к формату формульных гонок (включая работу с инженером, с шинами, с настройкой болида и т.д.), а также привлечь спонсоров, необходимых для продолжения карьеры в автоспорте.

F4 (Formula 4) — самая младшая гоночная серия формульного класса национального уровня. Чемпионат определяет наиболее талантливых начинающих автогонщиков внутри страны, а также помогает им адаптироваться к формату формульных гонок (после картинга). Проходит в странах Европы, Азии, ОАЭ, Австралии, Северной и Южной Америк. В России чемпионат класса F4 организован при поддержке автоспортивной программы развития SMP Racing и носит название «СМП Формула-4».

FE (Formula E) — гоночная серия среди электромобилей с полуоткрытыми колёсами. Отличительной особенностью чемпионата является то, что все этапы (еПри) проходят в течение 1 дня, включая утренние свободные заезды, полуденную квалификацию и вечернюю гонку. Как и DTM, чемпионат привлекает молодых и опытных гонщиков, продолжающих автоспортивную карьеру после разных гоночных серий, в том числе экс-пилотов Формулы-1!

FIA (фр. Federation Internationale de l`Automobile) — международная автоспортивная федерация.

FOA (Formula One Administration) — администрация Формулы-1.

FOM (Formula One Management) — менеджмент Формулы-1.

FOTA (Formula One Teams Association) — ассоциация команд Формулы-1.

GP (фр. Grand Prix) — соревнование с большими призами. Отдельный этап (Гран-при) чемпионата мира, в котором разыгрываются, так называемые, «Большие Призы»: 3 памятных кубка для пилотов (за первое, второе и третье места в гонке), а также отдельный кубок для команды-победителя.

IndyCar Series — гоночная серия Индикар среди автомобилей с открытыми колёсами. Североамериканский аналог Формулы-1.

NASCAR (National Association of Stock Car Auto Racing) — частная американская национальная кузовная автогоночная серия.

SC (Safety Car) — машина безопасности. Сейфтикар (или пейскар) выезжает на трассу в экстренных случаях, чтобы собрать и притормозить гоночный пелетон.

SMP Racing — масштабная программа развития российского автоспорта, целью которой является поддержка спортсменов и популяризация автомобильного спорта в стране. В состав SMP входят такие именитые пилоты, как Михаил Алёшин, Виталий Петров, Сергей Сироткин, Роберт Шварцман, Александр Смоляр, Кирилл Ладыгин, Михаэль Белов, Ирина Сидоркова и другие…

WEC (World Endurance Championship) — кузовной чемпионат мира по автогонкам на выносливость. Международный вариант европейской серии Ле-Ман (ELMS). Особенностью чемпионатов на выносливость является то, что каждый этап представляет собой марафон со средней продолжительностью гонки около 6 часов, из-за чего экипажи автомобилей состоят из нескольких пилотов, которые сменяют друг друга во время пит-стопа.

WS (W Series) — женская гоночная серия класса F3. Чемпионат включает порядка 8 Гран-при, вместе с Формулой-3 предоставляя Формуле-1 гонки поддержки. Серия помогает пилотессам адаптироваться к формату формульных гонок и позволяет заявить о себе, чтобы быть замеченными боссами гоночных команд, и привлечь спонсоров, необходимых для продолжения карьеры в автоспорте.

Аквапланинг или аквапланирование — чрезвычайно опасный процесс, происходящий с гоночным болидом на мокрой трассе, сопровождаемый полной или частичной потерей управления, когда болид из-за плоского днища может приподнять над треком и пустить по воде, как лодку.

Антикрыло — часть болида, используемая для регулирования уровня прижимной силы. Устанавливается в передней и задней частях болида. С 2011 года пилотам стала доступна дополнительная опция DRS, позволяющая регулировать уровень прижимной силы заднего антикрыла непосредственно на гоночной трассе.

Апекс — средняя точка (экстремум) поворота, пролегающая на траектории движения гоночного болида, после которой пилот начинают разгон.

Боксы — гаражи болидов, расположенные по периметру пит-лейна.

Болид — гоночный автомобиль. Такое название обусловлено тем, что формульные пилоты нередко преодолевают отметку в 300 км/ч, а внешне автомобиль напоминает огромную пулю (англ. bullet), которую можно сравнить с летящим метеоритом (болидом)!

Гонки поддержки — гоночные заезды, помогающие нанести держак на трассу для лучшего сцепления шин с полотном трека и попутно разогревающие интерес зрителей перед основным событием гоночного уик-энда!

Гоночный уик-энд — комплекс мероприятий в рамках проводимого Гран-при. Включает в себя (1) свободные заезды для тренировки пилотов и настройки болидов, (2) квалификационные заезды для определения стартовых позиций пилотов, (3) гонку, а также (4) иные мероприятия, например, автограф-сессии и т.п.

Грид-гёрл (Grid Girl) — очаровательная девушка, стоящая с флагом пилота рядом с его гоночным автомобилем на стартовой решётке.

Драг или дрэг — небольшая гонка, проходящая по прямой трассе, с участием двух или нескольких машин.

Дрифт — уникальный вид автоспорта, рождённый в Японии, отличительной особенностью которого является то, что в каждом повороте трассы автомобили умышленно отправляют в управляемый занос.

«Захлопнуть калитку» — образное выражение, обозначающее движение болида в левую или правую сторону, препятствующее обгону. В ситуации, когда впереди идущий пилот смещается в сторону, блокируя позади идущего соперника, намеревавшегося провести обгон, и не оставляя тому пространства для манёвра, можно сказать, что он «захлопнул калитку» или, выражаясь карточным языком, «покрылся»!

Карт — небольшая гоночная машинка без кузова.

Картинг — гонки на картах. В прокатном картинге, используемом для развлечения, скорость картов составляет порядка 50 км/ч. В спортивном картинге, являющимся первой ступенью в мир большого автоспорта, скорости могут превышать 100 км/ч, а на суперкартах даже достигать 250 км/ч!

Квалификация — предварительные соревнования пилотов, проходящие по олимпийской системе «на вылет» и определяющие расстановку болидов на старте гонки. Наиболее быстрому пилоту предоставляется возможность стартовать в гонке с поул-позишн (с первого места). Пилот, показавший в квалификации второе время, сможет стартовать со второй позиции и т.д. Пилоту, показавшему самый медленный результат по ходу квалификации, предстоит замыкать стартовую решётку.

Кокпит — открытая кабина болида без дверей и крыши. Непосредственно то место монокока, в котором сидит пилот.

Командный мостик — специально отведённое место на пит-лейне, где располагаются руководители и гоночные инженеры команд во время проведения заездов для мониторинга телеметрии болидов, состояния гоночного полотна, погодных изменений и т.п.

Комиссар — специальный представитель FIA, находящийся непосредственно на трассе и следящий за прохождением гонки. В целях безопасности во время гоночного уик-энда комиссары рассредоточиваются по периметру всего трека. При необходимости комиссары могут сигнализировать пилотам специальными цветными флагами, предупреждая их об опасных участках трассы, при необходимости пропустить лидера на круг и т.д. Кроме того, в обязанности комиссаров входит оказание помощи пилотам. Например, в случае возгорания болида комиссары выступают в качестве пожарных. После тушения огня, а также в иных аварийных ситуациях, комиссары содействуют скорейшей эвакуации травмированного болида и т.п.

Круговой — пилот, которого обгоняют на круг.

«Леденец» — сигнальный элемент в виде таблички на длинной палке-алебарде. Получил своё название из-за внешнего сходства с леденцом на палочке. Используется для подачи сигнала пилоту о возможности покинуть пит-лейн. Во время проведения пит-стопа один из механиков, обслуживающих болид, держит табличку непосредственно перед болидом так, чтобы она была видна пилоту. Как только работа механиков будет завершена, табличка поднимается над болидом, сигнализируя о возможности покинуть боксы.

Ложемент — кресло пилота. Конструкция формульных болидов устроена таким образом, что гоночный пилот не сидит, а практически лежит в кокпите. Поэтому кресло традиционно называют ложементом!

Монокок — элемент болида, в средней части которого располагается одноместный кокпит пилота. В задней части монокока располагается двигатель. Спереди монокока располагается носовой обтекатель (переднее антикрыло).

Моторхоум — специальные фуры, в которых перевозится гоночное оборудование команд. На время гоночного уик-энда моторхоумы также могут использоваться в качестве штаба для проведения совещаний с пилотами или сотрудниками команд.

Паддок — площадь позади пит-лейна, на которой расположены моторхоумы команд.

Пелетон или пелотон — группа пилотов, располагающихся на трассе во время Гран-при.

Пилот — участник чемпионата, управляющий гоночным болидом. Из-за высоких скоростей, нередко превышающих 300 км/ч, формульных гонщиков принято называть пилотами по аналогии с пилотами самолётов или истребителей, которые не управляют, а пилотируют гоночный болид. Руководители команд в шутку называют пилотов элементом болида между рулём и двигателем, который легче всего заменить!

Пит-лейн — специальный участок автодрома, по периметру которого располагаются боксы и командные мостики. Как правило, параллелен стартовой прямой. Используется для проведения пит-стопов, парковки болидов в боксах команд и мониторинга заездов. Согласно действующему регламенту скорость движения болидов по пит-лейну строго ограничена в пределах 60-80 км/ч. В случае превышения максимально допустимого ограничения на пилота налагаются штрафные санкции.

Пит-стоп — остановка пилота в болиде перед боксами своей команды для смены резины, проведения ремонтно-восстановительных работ (например, смены носового обтекателя) или схода.

Подиум — специальная площадка со ступенями разной высоты для награждения тройки призёров, где можно устроить душ из шампанского.

Поул или пул-позишн — первое место квалификации, позволяющее пилоту начать гонку с первой позиции.

Прижимная сила — аэродинамический эффект, достигающийся регулированием передних и задних антикрыльев. Большая прижимная сила позволяет пилоту стабильней проходить повороты, но меньше разгоняться на прямых. Меньшая прижимная сила позволяет болиду достигать максимальных скоростей, но затрудняет прохождение поворотов.

РАФ (Российская Автомобильная Федерация) — национальная федерация автоспорта.

Регламент — свод правил, устанавливаемых FIA относительно поведения пилотов (спортивный регламент) и конструкции болидов (технический регламент).

РСКГ (Российская Серия Кольцевых Гонок) — чемпионат России по кольцевым автогонкам, проводимый в нескольких технических классах при поддержке SMP Racing.

Руль — многофункциональное устройство управления болидом и иными опциями. В отличие от руля обычного дорожного автомобиля, гоночный руль болида предоставляет пилоту более широкий набор возможностей. На гоночном руле, используемом формульными пилотами, располагаются дисплей, различные кнопки и переключатели. Дынные опции позволяют пилоту (1) переключать передачи с помощью специальных лепестков, расположенных с оборотной стороны руля, (2) осуществлять мониторинг текущей ситуации в гонке благодаря дисплею и специальным индикаторам, (3) связываться с Командным мостиком по тим-радио, (4) включать ограничение скорости при въезде на пит-лейн и т.д.

Свободные заезды — тренировочные сессии пилотов для привыкания к трассе и определения оптимальных настроек болида перед квалификацией и гонкой.

Силуэт-прототип — гоночный автомобиль с внешним обвесом, имитирующим вид обычной серийной машины с дорог общего пользования. Такая хитрая маркетинговая уловка позволяет автопроизводителям с помощью гоночных прототипов продвигать в массы собственные дорожные машины, а также привлекать больше зрителей, уже владеющих похожими машинами.

Слип-стрим — поток воздуха, образующийся позади движущегося болида. Благодаря данному аэродинамическому эффекту пилот, ведущий плотное преследование впереди идущего болида, попадая в воздушный поток, получает ускорение, которое можно использовать для совершения обгона.

Стюард — специальный официальный представитель судейского корпуса, в обязанности которого входит наблюдение за гонкой, наложение санкций за различные нарушения пилотов, а также принятие важных решений относительно проводимой гонки. Например, стюарды могут отложить старт гонки во время сильного дождя или остановить проведение гонки после аварии. Традиционно в качестве стюардов на Гран-при присутствуют двое официальных представителей FIA и один представитель ассоциации пилотов.

Телеметрия — система мониторинга состояния гоночных болидов. Показатели с болидов в режиме реального времени передаются на командный мостик, позволяя командам в случае поломки зазвать пилота в боксы для точной диагностики проблемы.

Тилькодром — гоночная трасса, спроектированная Германом Тильке, архитектором и разработчиком большинства современных формульных автодромов, включая трассу для Гран-при России на Сочи-Автодроме, Игора Драйв под Санкт-Петербургом и Moscow Raceway.

Тим-радио — система двусторонней связи пилотов с командным мостиком (гоночными инженерами и руководителями команд).

Трасса — асфальтированная дорога, на которой проходят Гран-при. Различают трассы на специализированных автодромах и трассы городского типа. Как правило, специализированные автодромы строят в отдалении от крупных населённых пунктов в зонах с интересным рельефом местности. Гонки же на городских трассах буквально проходят по улицам города, принимающего Гран-при.

Трафик — один или несколько гоночных болидов, движущихся по трассе непосредственно перед потенциально более быстрым пилотом и мешающих ему показать свой истинный темп.

Трек — асфальтированное покрытие гоночной трассы, по которому пролегают траектории болидов.

Флаги — система предупреждения пилотов по ходу гонки. Могут как реальными, которыми в случае необходимости размахивают комиссары, рассредоточенные по периметру трассы, так и электронными в виде световых индикаторов на руле. Традиционно в формульных Гран-при зелёные флаги сигнализируют о том, что гонка проходит в штатном (обычном) режиме. Жёлтые флаги являются локальными и сигнализируют пилотам об опасности в отдельной зоне гоночной трассы, в которой пилоты обязаны сбросить скорость и проезжать этот участок медленнее, чем обычно. Красные флаги сигнализируют об остановке гонки, например, в случае обильного дождя или после серьёзной аварии. Синие флаги подсказывают круговому пилоту о том, что к нему приблизился кто-то из лидеров пелетона, который готовится обогнать его на круг. Белый флаг информирует пилота о том, что перед ним по трассе движется слишком медленный болид. Чёрный флаг сигнализируют конкретному пилоту о его дисквалификации. Жёлто-красный полосатый флаг информирует пелетон о том, что трасса залита маслом. Чёрно-белый клетчатый флаг показывается пилотам на финише гонки.

Червячки — куски резины, отлетающие от шин и создающие «грязную» траекторию трассы.

Шикана — последовательность двух и более подряд идущих поворотов.

Шины — гоночные покрышки. В современных формульных чемпионатах шины играют важную роль в стратегии на гонку. На каждый Гран-при выделяются комплекты мягких, средних, жёстких, дождевых и промежуточных шин. Согласно регламенту, если гонка проходит на сухой трассе, пилоты должны использовать 2 разных типа резины. Данное правило вынуждает стратегов команд искать наиболее оптимальное время для пит-стопов.

Шпилька — крутой поворот, соединяющий две прямые.

Эска — поворот S-типа.

© 2024 Augurus